16. Этнические процессы
Задача: Узнать, как происходило формирование белорусской народности в период XIV - XVI вв.
На что обратить внимание:
1. Понятия: народность, сарматизм
2. Объяснять почему в XIV - XVI вв. сложились благоприятные условия для формирования белорусской народности (в каких условиях шло формирование белорусской народности).
3. Показывать на карте и называть, как называли себя жители различных районов Беларуси, а также знать, как называли жителей ВКЛ за пределами государства.
4. Определять уроженцев каких земель Беларуси и когда стали называть белорусами.
5. Доказывать, что именно старобелорусский язык играл важную роль в ВКЛ,
15. Культура
Задача: охарактеризовать достижения культуры белорусских земель во второй половине XVI - первой половине XVII в. по основным направлениям. (Рассказывать о развитии культуры и приводить примеры памятников культуры с опорой на ментальную карту) + Выполнить задания.
14. Берестейская церковная уния
Задача: узнать, когда, где была создана униатская церковь. Почему и на каких условиях.
На что обратить внимание:
1. Даты: 1569 г.; 1623 г.
2. Объяснять, почему идея объединить две церкви была реализована именно на территории Речи Посполитой и именно в XVI в.
3. Называть кто и почему хотел объединения церквей.
4. Называть основные условия объединения.
5. Характеризовать этапы распространения униатства. Приводить примеры того, что первоначально православное население противостояло переводу в униаты.
+ Кто они: Петр Скарга, Ипатий Патей, Кирилл Тарлецкий, Иосафат Кунцевич, Мелетий Смотрицкий.
13. Реформация и Контрреформация
Задача: Необходимо выяснить, как проходила Реформация и Контрреформация на белорусских земля, были ли свои особенности, как повлияли на историческое развитие наших земель.
На что обратить внимание:
1. Даты: 1553 г., 1562 г.
2. Кто они: Николай Радзивилл Черный, Василий Тяпинский. Сымон Будный, Петр Скарга, Юрий Радзивилл
3. Называть основные направления Реформации, получившие распространение на территории Беларуси.
4. Объяснять особенности Реформации на Белорусских землях. Делать выводы об итогах Реформации.
5. Выделять особенности и итоги Контрреформации на территории Беларуси.
12. Городская жизнь
Задача: Узнать, кто жил и как (чем занимались) в городах ВКЛ, какие изменения произошли во внешнем виде города.
Задание:
Внимание! очень много понятий, значение которых вы должны знать:
1. Понятия: магдебургское право, шедевр, юридики, цех, гильдия, братство, портачи, прасолы, гости, гостинцы, гроши, местечки.
2. Показывать на карте Беларуси крупные города первой половины XVII в., а также местечки, появившиеся в этот период.
3. Объяснять, что новое появилось во внешнем виде городов (с опорой на иллюстрацию).
4. Называть налоги и повинности, которые должны были нести жители городов.
5. Характеризовать развитие ремесла (цех, специализация)
6. Характеризовать развитие торговли (внутренней и внешней)
7. Объяснять причины и формы социальных конфликтов в городах на конкретных примерах.
11. Сельское хозяйство
Задача: Узнать, какие изменения происходят в сельском хозяйстве (в форме землепользования, в положении крестьян).
Задание:
1. Охарактеризовать аграрную реформу по плану: 1) Причина проведения; 2) Дата проведения; 3) Кто проводил реформу (а кто подтолкнул к ее проведению); 4) Цель проведения; 5) Мероприятия; 6) Результат.
2. Вспомнить этапы закрепощения крестьян. Узнать какие документы окончательно завершили процесс закрепощения.
3. Уметь называть категории крестьян и определять их основные и дополнительные повинности.
4. Называть мирные и открытые формы сопротивления крестьян.
10. Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине XVII в.
Задача: Узнать, как складывались отношения Речи Посполитой с соседями; была ли внешняя политика успешной.
Задание: Заполнить таблицу на стр. 76 в учебнике. Охарактеризовать внешнюю политику с опорой на таблицу и сделать выводы. Рассмотреть на карте, какие земли были присоединены к Р.П., а какие отошли от Р.П. в результате войн.
9. Политическое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой
Задача: Узнать, как управлялась Речь Посполитая, какое положение в этом государстве занимало ВКЛ.
Задание: Выполнить задания рабочего листа + дать характеристику III Статуту ВКЛ
8. Образование Речи Посполитой
Задача: Разобраться, что это за государство "Речь Посполитая", когда и почему оно было создано, что из себя представляло.
На что обратить внимание:
1. Дата образования Речи Посполитой (Люблинской унии)
2. Выделять причины и предпосылки Люблинской унии
3. Показывать на карте территориальные изменения ВКЛ во время Люблинского сейма
4. Характеризовать политическое устройство нового государства (что было общего в Речи Посполитой, что отдельно сохранилось в ВКЛ), давать определение понятию федерация.
7. Ливонская война
Задача: Дать характеристику Ливонской войне по плану:
1) Дата; 2) Участники; 3) Причины; 4) Основные события (этапы); 5) Итоги; 6) Последствия.
6. Культура
Задача: Узнать, что особенного было в развитии культуры Беларуси в первой половине XVI в., какими достижениями культуре этого периода может гордиться белорусская земля.
На что обратить внимание:
1. Нужно уметь выделять особенности развития культуры эпохи Возрождения на белорусских землях (для этого заполните таблицу и сделайте вывод - см. задание 1).
2. Знать примеры литературных произведений (название, автор, о чем, на каком языке было написано - см. задание 5)
3. Определять стили в архитектуре, распространенные на территории Беларуси в это время, знать их особенности и приводить примеры (см. задание 6)
4. Характеризовать деятельность Ф. Скорины, давать свою аргументированную оценку (по ПОПС формуле - задание 7)
+ не забываем про понятия и даты (см. задания 3 и 4)
5. Церковь и религия
Задача: Нужно определить, люди каких конфессий проживали на территории Беларуси и доказать, что ВКЛ являлась многоконфессиональным государством.
4. Социальные процессы в Великом Княжестве Литовском
Задание: Определить, какие социальные слои можно выделить в обществе и какие процессы с этими слоями населения происходили.
На что обратить внимание:
1. Давать определение понятиям: сословие, мещане, магдебургское право, шляхта, магнаты, закрепощение крестьян.
2. Называть сословия, существующие в ВКЛ, определять, какие из них привилегированные, а какие нет.
3. Называть категории крестьян по степени зависимости от феодалов, которые были в XIV - XV вв., знать, как изменилось положение крестьян в первой половине XVI в. и называть категории крепостных крестьян в зависимости от повинностей. Выделять этапы закрепощения (дата, документ, что записано)
4. Какими привилегиями обладала шляхта? Какие группы шляхтичей можно выделить?
5. На какие категории делилось мещанство?
6. На какие категории делилось духовенство?
3. Хозяйственное развитие
Задание: охарактеризовать экономическое развитие ВКЛ в первой половине XVI в. по направлениям (знать понятия фольварк, фольварочно-барщинная система, магдебургское право, торг, ярмарка; даты получения магдебургского права городами Беларуси)
Презентация (логико-смысловая схема)
2. Политическое положение ВКЛ.
Владислав Реут. Лекция по теме урока.
1. Развитие государственного строя ВКЛ. Перейти по ссылке
На втором уроке в четверти будет проведена диагностическая проверочная работа, по материалам, которые необходимо было усвоить по итогам четвертой четверти 6-го класса. По ссылке вы можете просмотреть, на что нужно обратить внимание при повторении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий