К тематическому контролю надо знать:
1. Даты следующих событий:
Первое упоминание в летописи о городе Полоцке, Турове, Бресте, Минске; княжения в Полоцке Рогвалода, Изяслава, Брячислава, Всеслава; княжения в Менске Глеба, в Турове - Юрия Ярославича; битвы на реке Немиге, на реке Судомири (борьбы Брячислава с Новгородом за волоки); похода киевского князя Мстислава Владимировича (Великого) на Полоцк и изгнание вече князя Давыда, ссылка полоцких князей в Византию; Туровское княжество отстояло свою независимость в борьбе с Киевским княжеством; дата строительства города Риги и появления ордена Меченосцев, начало борьбы с крестоносцами, подготовка к походу на крестоносцев полоцкого князя Владимира; создание епархии в Полоцке и Турове; создание креста Евфросинии Полоцкой; век когда были построены Полоцкий Софийский собор, Спасская церковь и Борисоглебская (Каложская) церковь.
2. Определение следующих понятий:
Волоки, детинец, посад, фреска, берестяная грамота, летописи, житие, притча, полюдье, погост, тиун, посадник, тысяцкий, смерд, закуп, холоп, бояре, князь, вече.
3. Имена исторических деятелей и результаты их деятельности:
Рогволод, Изяслав, Брячислав, Всеслав, Юрий Ярославич, Вячко, Глеб Менский, Евросиния Полоцка, Кирилл Туровский, зодчий Иоанн, Лазарь Богша.
4. Достижения культуры на территории Беларуси:
3 примера памятников архитектуры (Полоцкий Софийский собор, Спасо-Преображенская церковь, Борисоглебская (Коложская) церковь; примеры памятников живописи (фреска, книжная миниатюра, иконы); примеры памятников декоративно прикладного искусства (украшения, шахматные фигуры, образки с изображениями святых, крест Евфросинии Полоцкой); примеры памятников письменности (гребень, найденный в Брестье; Борисовы камни, берестяные грамоты (знать два города, где они были найдены); первые рукописные книги на территории Беларуси).
Уметь:
5. Объяснять:
1) Причины и последствия политической раздробленности;
2) Причины и последствия принятия христианства;
3) Причины борьбы с крестоносцами;
4) Особенности управления Туровским княжеством;
5) Особенности христианизации белорусских земель.
6. Описывать:
1) Внешний вид средневекового города;
2) Основные занятия людей;
3) Повседневную жизнь
7. Давать характеристику историческим деятелям:
1) Евфросинии Полоцкой;
2) Кириллу Туровскому;
8. Составлять рассказ о памятниках культуры:
1) Софийский собор в Полоцке, Спассо-Преображенская церковь, Борисоглебская (Коложская) церковь
2) Крест Евфросинии Полоцкой.
9. Показывать на карте:
Полоцкое княжество, Туровское княжество, Менское княжество; территорию Посожья, Берестейщины и Понеманья, города Менск, Брест, Туров, Полоцк.
+ Составлять рассказ по иллюстрации (с опорой на вопросы), анализировать текст исторического источника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий